Можно ли натренировать память?

Память – это отражение окружающего мира в человеческой психике и воспроизводство его по истечении некоторого времени. Она есть у всех, даже у тех, кто любит говорить, что у него совсем нет памяти. Вопрос в том, умеет ли человек ею пользоваться и как тренировать память, чтобы улучшить свои когнитивные показатели.

Если человек не полагается на свою память, он ей не доверяет и не пользуется. И она отвечает «взаимностью» – перестает работать. Чтобы это порочный круг наконец разорвать, нужно заботиться о состоянии своей памяти. Это абсолютно реально, потому что она поддается тренировкам, как мышцы.

Способы тренировки

Для улучшения памяти и работы мозга есть много проверенных способов. Это способы подчинения своей памяти, или мнемотехники. Здесь речь не идет о лекарственных препаратах, хотя и они могут повысить работоспособность мозговой деятельности.

Инфографика

Наиболее эффективные методики основываются на:

  • связи памяти и внимания;
  • ассоциациях (поиске связей);
  • структурировании информации;
  • повторении.

Одним людям легче запоминается то, что они видели (например, при чтении книги), другим – что слышали (песню). Первые обладают зрительной памятью, вторые – слуховой. И ту, и другую можно улучшать в любом возрасте.

Развиваем внимание

Чтобы процесс запоминания занимал меньше времени и гарантировал максимально полное сохранение в памяти объема необходимой информации, нужно развивать внимание. Французский писатель и философ Мишель де Монтень говорил, что внимание подобно резцу оставляет свой след в памяти человека. Поэтому память можно улучшить, если научиться быть внимательным и не отвлекаться на пустяки.

Тренировать внимание нужно ежедневно, это можно делать в любое время и в любом возрасте. Упражнение заключается в рассматривании какого-либо предмета на протяжении нескольких секунд (до 30 с) с целью запечатлеть в памяти наименьшие ее свойства. При этом важно сосредоточиться и не обращать внимания на то, что вас окружает.

Затем нужно закрыть глаза и четко представить себе эту картинку со всеми подробностями. Потом снова посмотреть на предмет и сравнить с визуальным образом. Подумайте, что было упущено из виду? Какие признаки остались неохваченными?

Точно так можно запоминать список необходимых покупок или цифровой ряд. Полезно вечером, ложась отдыхать, вспомнить как можно подробнее все события дня, а потом воспроизвести их в обратном порядке.

Инфографика 2

Такие техники позволяют укрепить или развить разные виды памяти.

Что такое ассоциативность мышления?

Следующие упражнения основываются на ассоциациях. Можно попробовать запомнить тот же список покупок, ассоциативно связывая в одну картину все его составляющие. Например, в списке следующие наименования:

  • капуста;
  • кофе;
  • гель для душа;
  • плед;
  • удобрение для комнатных цветов.

Чтобы после каждой совершенной покупки не искать в сумочке список, можно в воображении нарисовать картину и по дороге в магазин представить себя в ванне с капустной маской на лице. Затем из спитого кофе и геля для душа вы делаете скраб для тела и наносите его на тело. После ванны ваша задача: удобрить цветы в комнате и уютно расположиться на диване, укутавшись в любимый плед.

Специалисты считают, что из одного и того же списка предметов для запоминания можно придумать много разных ассоциаций. Лучше всего запоминаются нестандартные и смешные ассоциации. Такое упражнение хорошо делать с детьми с их неуемной фантазией. Но для ребенка это должна быть игра, а не навязываемое задание.

Структурирование

Метод структурирования информации напоминает наведение порядка, где все разложено по полочкам и занимает свое место (ведь если вещи всегда лежат на своих местах, их поиск не занимает много времени).

Структурировать информацию можно с помощью составления ментальных карт или Римской комнаты. Эти упражнения для мозга и памяти помогут запомнить большой объем информации целиком, как будто сканируя ее.

Инфографика 3

Суть составления ментальной карты: изобразить в центре листа бумаги тему/проблему (название события или темы в учебнике), а все остальное, что так или иначе связано с ней, располагается в виде древовидной схемы. Чем больше идей связано с центральной темой, тем больше ветвей будет у дерева.

Римская комната или дорога Цицерона – это методы мнемотехники, при котором объекты для запоминания «привязываются» к:

  • предметам, находящимся в конкретной комнате в определенной последовательности;
  • знакомому маршруту (из дома на работу или в магазин).

И в комнате, и в дороге нужно обозначить опорные образы (шкаф, телевизор, остановка, аптека), к которым «привязывают» ассоциации с запоминаемыми понятиями.

Повторение

С техникой повторения знаком каждый со школы. Это основной прием, которому учат, чтобы ребенок запоминал материал урока.

Путем неоднократного повторения дети учат стихи, на занятиях по развитию речи пишут изложения. Методика написания проста: учитель 2 – 3 раза читает текст, задает вопросы по нему, а затем учащиеся должны в письменной форме повторить его смысл своими словами, сохраняя последовательность воспроизведения событий. По тому, насколько точно и последовательно дети способны изложить прослушанный текст, судят по развитию памяти.

Кратковременная или долговременная?

Человек обладает двумя видами памяти:

  • кратковременной;
  • долговременной.

Их отличие: долгота удержания информации в памяти. Хорошо развитая кратковременная память позволяет запомнить информацию в течение нескольких секунд, а долговременная – на более длительный срок, иногда на всю жизнь.

Каждый человек пользуется и тем, и другим видом постоянно. Запоминаемая информация иногда важна в течение нескольких секунд или минут, поэтому нет необходимости возвращаться к ней спустя месяцы или годы. Таким образом, память не захламляется избытком информации, а освобождает мозг от лишних усилий.

Кратковременная память наиболее развита у дошкольников. Упражнения для памяти и работы мозга взрослым не помешают, они улучшают когнитивные способности и притормозят процесс старения организма.

Мальчик читает

Одна из техник – техника Фибоначчи, которая тренирует кратковременную память и основана на повторении. Чтобы ее освоить, нужно ежедневно проделывать следующую процедуру: представлять ряд чисел. Но это не обычный ряд, а такой, где каждое число представляет собой сумму двух предыдущих. Полчаса в день таких тренировок – и процесс запоминания значительно улучшится.

Следующее упражнение называется «20». Его лучше делать в парах. Один человек пишет на листе бумаги 20 слов, никак не связанных между собой тематически. А другой в течение 1 минуты запоминает порядок их написания, а затем воспроизводит в устной или письменной форме, пользуясь любой из известных техник.

Среди советов, как тренировать память и внимание у взрослых и детей, есть и такой: нужно взять книгу и открыть на любой странице. Затем прочесть текст короткого абзаца (не больше 4 строк) и повторить его. Это упражнение так и называется – «Абзац». Постепенно можно научиться запоминать более длинные тексты.

Существует множество бесплатных компьютерных программ, которые рассказывают, как тренировать память и которыми пользуются непосредственно при работе за компьютером или скачивают с помощью операционной системы андроид, например:

  1. Memory Tester (подходит для развития визуальной памяти).
  2. Mnemonics (предназначена для развития навыков запоминания числовой информации).
  3. VisualRepSystem (программа учит визуальной калибровке).
  4. Language Memory Bomber (помогает в освоении иностранных языков с помощью зрительных картинок).
  5. Интеллект тренажер (развивает способности к запоминанию, развивает внимание).

Эти программы помогают ответить на вопрос, как натренировать память, и подходят больше для взрослых. А для детей есть развивающий мультфильм «Лунтик. Тренируем память и внимание», где в увлекательной форме герой фильма со своими друзьями делает упражнения, укрепляющие память.

Лунтик

Советы на каждый день

Есть много книг о том, как улучшить память и работу мозга. Это важно в любом возрасте, потому что нетренированная память, как и нетренированные мышцы, со временем приводит к проблемам и даже заболеваниям. Память как важная часть интеллекта человека – это то, что страдает в первую очередь при болезни Альцгеймера. Поэтому позаботиться о состоянии нервных клеток мозга и их связей необходимо в течение всей жизни.

Самые полезные советы:

  1. Учить наизусть стихи (или прозу – кому как нравится).
  2. Учить иностранный язык (можно не один, ведь «сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек»).

На работу мозга влияют не только интеллектуальные задачи, но и физические упражнения. Ежедневная зарядка стимулирует развитие новых нейронных связей, что качественно улучшает когнитивные способности. Полезно делать упражнения под музыку. Так мозг работает более активно.

Для некоторых людей хорошая память особенно нужна в профессиональной деятельности. Это касается преподавателей, работников телевидения, актеров и т. д. Есть даже секреты актерской памяти.

Чтобы процесс укрепления памяти был увлекательным, полезно играть с детьми в игры, развивающими память. Полезно освоить пальчиковую гимнастику, ведь моторика пальцев напрямую связана с развитием мозга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.